Сообщество путешественников

Подписывайтесь:

fashion weeks - недели моды

_

Следите за нашими
новостями в
Твиттере

Kinoретроспектива: рецензия на фильм «Цветы лиловые полей»

Мы любим кино и надеемся, что вы любите его так же сильно. Мы смотрим и уважаем не только новинки кинопроката, но и старые фильмы. Вышедший в прошлом году или почти полвека назад – каждый фильм может стать объектом нашего внимания. Кино – часть мировой истории, которую нельзя забывать. Поэтому каждый месяц мы будем устраивать Kinoретроспективу, вспоминая фильмы, которые уже давно ушли из проката, но не из человеческой памяти. Устраивайтесь поудобнее и смотрите вместе с нами.

802 просмотра

И фильмом месяца становится «Цветы лиловые полей» 1985 года

Режиссер: Стивен Спилберг

Если в прошлых ретроспективах мы с вами заглядывали в относительно далекое прошлое европейского кино, то в этом месяце мы рекомендуем вам посмотреть американское кино, появившееся в прокате ровно тридцать лет назад.

И по сей день «Цветы лиловые полей» держат номинацию главного невезунчика Оскара. Из 11 номинаций на золотую статуэтку, что заработала эта картина, ни одна из них ей не досталась. Большую часть статуэток, которые надеялась получить съемочная команда, досталась фильму «Из Африки» с Мерил Стрип. И на первый взгляд может показаться, что вручение Оскара в том году стало эдакой неудачной и жесткой шуткой над Спилбергом.

Цветы лиловые полей

Действительно, ведь фильм «Цветы лиловые полей» по современным стандартам американского кино был просто обязан получить награду. Вспомнить хотя бы современные фильмы «Прислуга» или «12 лет рабства» на схожую тематику. Обласканы ли они были кинокритиками? Безусловно, да. Так почему же спилберговская история Золушки, которая даже не дошла до бала, куда уж говорить о прекрасном принце, стала столь «опущена» американской киноакадемией? Стоит разобраться.

«Цветы лиловые полей» - экранизация одноимённого романа Элис Уолкер, получившего Пулитцеровскую премию по литературе. Сейчас у произведения тяжелая судьба, его изымают из многих американских библиотек. Да и в год выпуска оно наделало немало шума.

Цветы лиловые полей

Сюжет фильма же идентичен роману. Нам рассказывают про судьбу девушки-негритянки, которая в четырнадцать лет беременна вторым ребенком от своего отца. Дальнейшая ее судьба совершенно не радужна, что неудивительно, если вспомнить какова была жизнь чернокожих в 20-30 годы XX века. Параллельно, зрителю демонстрируют судьбы и других девушек, которые переплетаются тем или иным образом с жизнью главной героини, роль которой исполнила Вупи Голдберг.

Однако, несмотря на это, лишь начало фильма действительно тяжелое и гнетущее. Именно в момент, когда зритель знакомится с главной героиней Сели - девочкой, которую презирают в собственной семье вовсе не за цвет кожи, а за то, что она девочка, причем некрасивая. Современному человеку этот повод возможно покажется неправдоподобным и жутким, однако в те времена это было такой дикой нормой, что в сердце невольно начнет щемить.

И именно начало фильма больше всего заставляет реагировать именно так. Остальная же часть повествования оставляет какой-то осадок смирения. Неприятный осадок, оттого-то и эмоции от просмотра становятся какими-то приглушенными. Сюжет словно пытается вяло подбодрить и зрителя, и героев, настроить их на однообразную волну под названием «все будет хорошо, но ты не рыпайся», что в корне неправильно для драмы с острой проблематикой гендерной и расовой дискриминации.

Цветы лиловые полей

Вы только не подумайте, героиню конечно же очень жалко, но то, что она даже не пытается ратовать на жизнь, проживая ее как безвольное существо, вызывает недоумение. А попытки в переменах ее существования показаны режиссером так вскользь, неприметно, что и воспринимаются без сильных переживаний. Отчего персонаж кажется малопримечательным, хотя конечно и собирательным. Селии можно сочувствовать, ее можно пожалеть, однако ее героиня – лишь мало что дающий образ, лишь каркас сюжета, который можно заменить и чем-то другим, более ярким.

В «Цветах лиловых полей», помимо героини Сели есть и другие женщины негритянки, которых незаслуженно мало в сюжете (к примеру София, сыгранная известной телеведущей Опрой Уинфри), которым сопереживаешь больше, хотя бы потому, что у них есть характер, они пытаются делать жизнь по своим правилам, но сопротивляться им не дают силы более высшие, чем они сами. И словно через этих персонажей демонстрируется настоящая мораль этого фильма о том, что какой бы не был характер, если ты женщина, негритянка и живешь в Америке 30-х годов, то ты не будешь принадлежать себе. И лишь маловероятное чудо поможет тебе.

Цветы лиловые полей

И если делать вывод по сценарию, то да, он безусловно жизненный, он безусловно трагичный, но отнюдь не дотягивает до уровня самой сильной картины года. В начале «нагоняя» нужный темп повествования, фильм начинает «сбавлять скорость» уже к середине, делая повествование неровным. Настроение сюжета, перетекая в легкий байопик о жизни негритянки, изредка возвращается в колею драматичного, тяжелого кино. Однако этих редких «всплесков» слишком мало.

Впрочем, Спилберга журить не стоит, ошибки свои режиссер явно заметил и нашел способ исправить. Снятый им уже позже, в 1993 году, фильм «Список Шиндлера», повествующий о спасителе евреев во времена Второй мировой войны, выдержан уже в едином настроении, в едином, угнетающем стиле, с куда более качественной актерской игрой. Американская академия, между прочим, тоже заметила, что Спилберг - ученик преуспевающий, и наградила его семью Оскарами, в том числе и за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Цветы лиловые полей

Хотя во всем корить «Цветы лиловые полей» отнюдь не стоит. Актерская игра тут неплохая, особенно приятно смотреть на уже ранее упомянутую Опру Уинфри. Не блистает, но в целом держит уровень и Вупи Голдберг. Да и стилистически, в эстетическом плане фильм выглядит достойно. Довольно качественно сняты пейзажи штата Джорджия, ведь большая часть сцен фильма происходят на природе.

Но все-таки до высочайшего уровня Спилберг свой фильм не дотянул. Кино скомканное, нераскрытое, не смотря на хронометраж два с половиной часа. И лиричное название «Цветы лиловые полей» отчего-то отдано отнюдь не столь глубокому фильму, каким бы ему стоило быть.

Цветы лиловые полей

Стоит заметить, что возможно Спилбергу просто не повезло. Появись бы его фильм в более позднее время или даже сейчас – оценили бы его больше. И дело не в том, что интерес к толерантности расовой терпимости возрос. Все куда проще – кино стало слабее и глупо это не признавать.

«Цветы лиловые полей» превосходит по качеству многие фильмы, которые затрагивают проблемы чернокожих людей, снятые современными режиссерами и судя по всему – на очень скорую руку. Однако те, обласканные наградами, вероятно забудут через год-два, а «Цветы лиловые полей» же будут смотреть, а возможно и пересматривать. А все потому, что Стивен Спилберг, с Оскаром или без – это не шутки.

Комментарии
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться.